Лифтовое оборудование: контроль, замена и ремонт

Интервью с директором ООО «Лифткомплекс»
22 февраля 2022

В 2022 году по решению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева из бюджета региона будут выделены субсидии собственникам многоквартирных домов со спецсчетами на замену старого лифтового оборудования. Выделенные средства позволят обновить минимум 280 подъемников. Мы решили обсудить эту тему с партнером УК "Территории" - технической службой ООО "Лифткомплекс" в лице директора Александра Николаевича Соболева и узнать, как происходит контроль лифтового оборудования и его замена.

- В каких случаях применяется подобная субсидия на замену оборудования?
- Согласно приложению к указанному Постановлению*, перечень лифтов, подлежащих замене с привлечением средств, определяется по результатам отбора, проводимого Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области. В этот перечень попадает так называемое "старое лифтовое оборудование". К нему относятся те лифты, чей срок эксплуатации вышел. По паспорту такой срок равен 25 годам.

- Если срок службы лифта вышел, то какие меры проводятся?
- По истечении данного периода проводится либо замена лифта полностью, либо (после проведения обследования экспертной организацией) проводится модернизация лифтового оборудования. Она проходит путем замены составных и изношенных узлов, таких как лебедка главного привода, каната и т.д.
Сроки службы отдельных частей лифта прописаны в ГОСТе 55964-2014 г. Согласно которому, если наблюдается визуальный износ оборудования, производится дефектовка неисправных механизмов и выдается заключение (в виде акта обследования) инженерным центром.

- Как понять, что пришло время замены лифтового оборудования?
- На это указывает несколько факторов. Во-первых, периодические сбои в работе лифта (проводится и наблюдается анализ статистики заявок). Во-вторых, проведение визуального осмотра специалистами (электромеханик, прораб), ответственных за тех. состояние лифтового оборудования. И в-третьих, обнаружение такой необходимости при проведении периодического технического освидетельствования специалистами экспертной организации.

- Из чего состоит контроль за состоянием лифта? Как часто проходит проверка его работоспособности?
- Контроль за техническим состоянием лифта производится комплексно несколькими способами. Один из них - круглосуточная лифтовая диспетчерская связь. Сюда можно отнести контроль сигналов аварии и состояния оборудования на пульте диспетчера.
Следующий способ - проведение квалифицированным персоналом (электромехаником) регламентных работ по ежемесячному техническому обслуживанию (ТО) с записью в журнал тех. обслуживания. Также проводится квартальное ТО-3, полугодовое ТО-6, годовое ТО-12. Объем работ, проводимых при каждом виде ТО составляется на основе руководства по эксплуатации лифтов и утверждается на предприятии. Проходят и контрольные осмотры лифтов с последующей записью в соответствующий журнал.
Конечно же, проводятся осмотры и в случае аварийно-технического обслуживания по выполнению текущих заявок, поступающих от собственников и диспетчера.
Самое основное о чем стоит сказать - это проведение периодического технического освидетельствования (1 раз в год) экспертом инженерного центра, во время которого инспектор проверяет функционирование и состояние всего лифтового оборудования.

- Если коротко, то в чем заключается работа с управляющими компаниями на примере сотрудничества с "Территорией"?
- Наша работа с управляющими компаниями выстроена следующим образом. Первоначально, это заключение договора между УК и нами, как специализированной лифтовой организацией. Далее мы, как профессионалы, осуществляем все работы по техническому обслуживанию лифтов в соответствии с инструкциями по эксплуатации изготовителей лифтов, нормативной документации, технического регламента и ГОСТов.
Наши сотрудники - это квалифицированный персонал по техническому обслуживанию лифтов. Все они прошли профессиональную подготовку, оценку квалификации и имеют большой опыт работы по техническому обслуживанию лифтов.

- И в заключении, какие советы собственникам можно дать, чтобы лифт прослужил весь срок эксплуатации и не ломался как можно дольше?
- Прежде всего, это бережное отношение к лифтам при использовании. Не стоит пренебрегать требованиям, отраженным в правилах пользования лифтом, которые размещены в купе кабины лифта, а также на основном посадочном этаже. Если есть сомнения в исправности работы лифта, то тут же передавать заявки диспетчеру через диспетчерскую связь, либо по номеру телефона, указанному в правилах пользования.

* Приложение к Постановлению Администрации города Екатеринбурга от 11.02.2022 № 334.